Разумный вкус.

В наше непростое время, разнообразие всего, превышает все мыслимые границы, а потребительский уровень продолжает стоять на хорошем уровне, подогреваемый различными экспертами и экспертизами. Те, кто смотрит телевизор и/или читает журналы и газеты  наверняка обращали внимание на повальное увлечение наших масс-медиа, а вслед за ними и самодельных «блоггеров-экспертов» разнообразными передачами про выбор чего бы то ни было, вроде «Жир» на ТНТ. Как правильно и что выбрать, где какая разница и как ее понять. Так вот я хочу разбавить эту волну пафосных исследований и «экспертных» мнений своей статьей, которая покажет вам, что, большинство вышеперечисленных представителей, выражаясь не научным языком «это хрень полная».

Международный опыт.

А начать я хочу с одного из самых пафосных разделов жизни многих, начну я с вина. Потому что это пожалуй первое что приходит в голову, когда мы говорим про разницу во вкусах. Все прекрасно знают про такую профессию «сомелье», существует даже курсы сомелье, любительские, и профессиональные. Казалось бы нет более устоявшейся области, с огромным количеством традиций и опытом, чем рынок вина. Он действительно огромен. Эта мода на дегустирование вин, спустившись сверху, с уровня напитков ценой в 5-10 МРОТ, дошла и до всех остальных ступеней, по этому буквально таки каждый уже и не один раз побывал в роли такого вот сельского сомелье, с винами ценой в 10 раз ниже МРОТ, каждый почувствовал разницу между винами старого и нового света, ну и большинство, судя по статистике, отдали предпочтение Испанскому или Чилийскому вину.

Но вино и сомелье это огромный бизнес, который очевидно трудно заподозрить в непредвзятости и одинаковой справедливости. С таким мыслями, в 2001 году группа энтузиастов под руководством Frederic Brochet из University of Bordeaux подошла к паре весьма простых, но крайне показательных экспериментов. В одном из них экспертам сомелье предлагалось два бокала вина, красного и белого. Требовалось описать букет, органолептические характеристики и дать оценку вину. Что и было сделано всеми экспертами. Вот только вино это было одно и тоже, белое, но в одном из бокалов оно было с красителем. Второй эксперимент не мене провокационный и интересный. В бутылку из под дорогого  grand-cru было налито совершенно обычное Бордо, а в бутылку из Бордо соответственно «Гранд-крю». Вы уже догадались что было дальше. Естественно эксперты оценили вино в дорогой бутылке на отлично, а из бутылки бордо сравнили с помоями.

Доходит ведь и до детей. Когда предлагается один и тот же продукт (хлопья, детский завтрак), в разных упаковках, и дети совершенно уверенно делают различия во вкусо-ароматических свойствах.

На вкус влияет даже цена продукта. В экспериментах продемонстрировано, что одно и то же вино, подаваемое дегустаторам в одних и тех же условиях, получает разные оценки в зависимости от стоимости напитка. Более дорогое вино ожидаемо получало более высокие оценки. Подтверждено, что эти оценки сопровождались повышенной активностью в зоне головного мозга, отвечающей за получение удовольствия. Дегустаторы не просто выдавали желаемое за действительное, их мозг в процессе обработки сигнала с обонятельных рецепторов на самом деле считал дорогой продукт более вкусным. Несмотря на то, что рецепторы получали одну и ту же информацию, результат ее трактовки различен.

О чем это может говорить? Только о предвзятости и стереотипности мышления. К сожалению это тотально и повсеместно. Большинство дает оценку не самому продукту, который покупает, а его «ауре», на основании своего восприятия. Которое формируется из миллиона факторов, слухи, этикетка, язык, политическая ситуация в стране ! Всё что угодно, но сам продукт далеко не на первом месте. Даже цветовая гамма этикеток оказывает весьма существенное влияние на вкусовые характеристики, если не верите,  то почитайте про плацебо эффект в медицине, красные и синие таблетки красят в разные цвета совершенно намеренно !

Российский опыт.

А вот еще пара интересных фактов от Сергея Белков, он флейворист, руководитель лаборатории в которой создаются вкусы и ароматы, которые мы с вами едим и кушаем. Ссылка на его журнал http://flavorchemist.livejournal.com/.

Вот что он пишет про свой опыт «сомелье».

Я иногда даю на пробу два одинаковых образца под разными названиями. Всегда находится разница. Несколько раз таким же образом провели меня самого — я не обиделся, потому что знаю — это не моя глупость и надменность сыграла такую шутку — такова наша природа. Совершенно очевидно, что с помощью внешних атрибутов (этикетка на бутылке, музыка, атмосфера) можно сделать невкусный продукт вкусным, а можно наоборот.  Часто такое бывает с клиентами, которые просят сделать им ароматизатор точно такой же, как у конкурента. Им делаешь — а они находят различия. Доходит до смешного — отдаешь им тот же самый образец, копию с которого они хотят, и находится разница. Один раз дали клиенту на дегустацию их же собственный продукт (под видом своего) а они говорят, что не похоже вообще. Обиделись как дети, когда узнали, что дегустировали свое собственное творение.

Вообще, одно из любимых занятий многих наших сограждан — сравнивать какое мороженое было тогда, какого сейчас уже нет. Иногда меня просят сделать ароматизатор для мороженого (напитка, печенья) как было тогда, сделать «вкус детства». Не бывает этого. Вкус и аромат я сделаю. Вещества за это время не поменялись, и наши рецепторы реагируют на них точно так же, как 20 лет назад. Вот только сознание обрабатывает эти сигналы по-другому, потому что детство уже ушло, и никогда не вернется. «Вкус детства» — это на 99% наши воспоминания, велосипед «Орленок» и школьные друзья, и лишь на 1% какие-то никому не нужные рецепторы и душистые вещества.

Не пищевой опыт.

А еще, скрипка Страдивари. Ну все же помнят кучу фильмов и рассказов, про секреты знаменитого мастера. То там сверх секретный лак, то дерево, то вообще ретроградный меркурий постарался. Суть одна, все знаю что скрипка Страдивари в раритете и звучание ее уникально и своеобразно. Именно по этому она стоит баснословных денег. Однако, даже это, не спасло её от поругательства ученых, которые провели двойное слепое исследование над разными скрипками, современными и собственно классическими. Кому интересно, подробности можно прочесть в статье из списка источников. Вкратце, два важных эксперимента. Самый интересный, когда группе музыкантов выдавались разные скрипки, на поиграть, а потом высказывались впечатления. Как ни странно, но предпочтения разделились почти пополам, между современными и старыми скрипками, притом большинство положительных отзывов получила всё же современная скрипка, а отрицательных, скрипка Страдивари. Ну т.е. как минимум никакой разницы нет. Даже не просто нет, даже старое всё таки хуже. Иными словами, вердикт простой — скрипка Страдивари играет «лучше», только потому что ее таковой назвали.

Выводы общие.

А выводы очень простые и, по этому  многим их будет тяжело принять. Казаться экспертом, гораздо проще, чем быть им. Конечно всё в разумных пределах и сравнивать нужно продукты одинакового уровня, ведь многие разницу между Кагором и Гранд-крю всё таки понять смогут. По этому, если вам кто то говорит, что вот это вот это испанское/грузинское за 800 р, гораздо лучше, чем вот это крымское/чилийское за 500р , можете смело снять лапшу с ушей и «улыбнуться» этому эксперту в лицо. Никто, никогда, ни за что, не сможет почуять разницы. Более того, как показано выше, 99% людей не увидят разницы между Крымским и Чем угодно еще. Покупая вино, ценой выше минимально необходимого уровня, вы покупаете этикетку. Кофе, чай, масло, сыр, да даже вода, обыкновенная питьевая вода!!!

Выводы личные.

Сходите в магазин, посмотрите на полки с чем угодно, где огромный выбор, будь то колбаса, будь хоть сливочное масло, особенно изготовленных по ГОСТ, где всё жестко регламентировано. Разница цен между абсолютно одинаковыми продуктами разных производителей абсолютно ничем не оправдана, кроме личного желания покупателя казаться богаче чем есть, потому что именно этим руководствуются производители когда пишут на этикетке слово premium и ставят ценник на 50-100% выше. Круто же, позволить себе премиум, да еще и например финский/немецкий/швейцарский. А дальше у многие рассуждают как по кальке. Там всё лучше, а тут всё гавно, или раньше всё было лучше, а сейчас гавно, это как в примере с мороженым, выше. Сюда можно вписать всё что угодно, особенно хорошо и часто все говорят о продуктах из списка импортазамещаемых. Всем экспертам очевидно, что во всём виноват скорее всего Путин, помимо того, что он ест детей, он еще и колбасу испортил. Очень удобно найти причину своей «тяжелой» жизни без хамона и устриц  в ком то другом, а не в себе самом.

Ссылки на источники:

http://scienceblogs.com/cortex/2007/11/02/the-subjectivity-of-wine/

http://thesocietypages.org/socimages/2011/05/23/marketing-food-to-kids-with-cartoon-characters/

http://www.pnas.org/content/105/3/1050.long

http://blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/2012/01/02/violinists-can%E2%80%99t-tell-the-difference-between-stradivarius-violins-and-new-ones/